Шамбина Людмила Николаевна, член Союза художников России.

КОГДА И ГДЕ РОДИЛАСЬ
Родилась 27 сентября 1977 года в Чебоксарах. Родители – из Чебоксарского района, простые рабочие. Мама выучилась на швею, а трудилась - на приборостроительном заводе «Элара» обработчицей пластмассовых деталей. Отец - сварщик. Сейчас на пенсии, подрабатывает.
ШАГИ К ПРОФЕССИИ
Моя мама хорошо рисует. Я тоже с детства полюбила рисование.
Мой дядя, Матросов Юрий, известный чувашский художник. Брат папы, Шамбин Геннадий, тоже талантливый художник, к сожалению, он умер в сорокалетнем возрасте.
Мне с детства понравился дух людей искусства, стиль их жизни. Потому пошла в пятую художественную школу. Первые мои преподаватели – Енилин Аристарх Николаевич, Енилин Володя, Клим Владимиров.
После школы решила поступать на худграф университета и одновременно подала документы в художественное училище. Не поступила ни туда, ни сюда. Очень расстроилась, что не хватило баллов.
Я рисовала каждый день. У меня была подружка Оля, мы с нею с шести лет вдвоем рисовали вместе, ходили на этюды, с утра до ночи рисовали натюрморты. Она поступила, а я – нет.
Я записалась на подготовительные курсы в художественное училище и пошла на трехмесячные курсы парикмахеров. Не ожидала, что пригодится и стану гримером-пастижером в театре, буду делать прически известным актерам.
ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРЕСОВ
Сначала мне нравились Шишкин, Айвазовский. Потом начали нравиться импрессионисты, Ван Гог, Модильяни. Пикассо, конечно же, авангард…
У нас в вузе вел обучение Виктор Глебович Бритвин, очень интересный художник. На третьем курсе познакомилась с Игорем Улангиным. Собирались в мастерской, делали наброски, рисунки. Под их совместным влиянием я начала отходить от классической живописи.
Сейчас надо мной все смеются, что я рисовать не умею. Но у меня творческий язык такой.
Я окончила художественное училище и художественно-графический факультет университета. Добилась в учении того, о чем мечтала.
В промежутке между училищем и худграфом ездила еще в Москву, поступать во ВГИК на мультипликатора. Но там, видимо, была нужна другая подготовка.
Окончила худграф в Чебоксарах.
Сначала работала в Чувашском драматическом театре имени Константина Иванова художником-декоратором, бутафором. Потом начались какие-то конфликты, и я оттуда ушла. Что за конфликты – уже не помню, сразу забываю такие вещи, честно говорю.
Потом походила месяц на биржу труда и устроилась работать в парикмахерскую, совершенно случайно. Парикмахерская новая открывалась, я зашла, спросила, не нужен ли администратор. Сказали: «Мы вам позвоним». Позвонили через месяц. Сказали: «Приходите, мы вас берем учеником». Помогло то, что у директора Розы Георгиевны муж оказался художником. Я подучилась, начала работать парикмахером, стричь клиентов. Времени на рисование не оставалось. Подумала: так дело не пойдет. Надо выбирать: либо постоянный доход, либо искусство.
Поступила в университет, на заочное, бесплатное отделение худграфа. Но деньги все же нужны, устроилась в другую парикмахерскую. Работа с восьми до восьми, целый день на ногах. Опять ушла: не остается времени на искусство.
Мне позвонили из театра, им оказался нужен парикмахер и гример. Устроилась в театр. Пришлось заново переучиваться. Сейчас я там заведую гримерным цехом. Название у него такое длинное: художественно-оформительская мастерская по пастижарным изделиям.
Пастиж – это искусственная растительность на лице актера: усы, бороды, баки, парики, шиньоны; все, что наклеивается или накладывается на лицо, голову.
Париков не делала, но все остальные пастижарные вещи могу изготовить. А париков не делаю потому, что в театре их много накопилось со дня его основания в двадцатых годах прошлого века.
УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ
Самая первая серьезная выставка была в художественном училище. Раньше, до меня, там акварели не выставляли, но Римма Гавриловна, преподаватель, она тоже работала в технике акварели и гуаши, предложила мне выставиться.
Летом я сделала серию работ и выставила. Мой пример привел к тому, что затем акварельные работы других студентов тоже начали выставлять. А началось - с меня.
В коридоре училища работы экспонировались. Потом мы организовали выставку вчетвером: я, Гуля Кабилова, Катя Туманова, Маша Ермолаева. Она прошла на балконе Художественного музея Чебоксар, там, где сейчас размещается Галерея современного искусства.
После окончания училища я участвовала в выставке «Большая Волга» в 2003 году, начала регулярно участвовать в весенних и осенних выставках Союза художников Чувашской Республики. Состоялась моя персональная выставка. Сначала ее экспонировали в холле Администрации Президента Чувашии. Потом экспозиция переехала в Торгово-промышленную палату Чувашской Республики, это было в 2007-2008 годах.
Все лето демонстрировалась выставка.
А потом начались всероссийские выставки.
Когда я прихожу на выставком, то окунаюсь в ни с чем не сравнимую творческую атмосферу. Все забываешь, настолько интересно общаться с коллегами, художниками, видеть, как работают другие. Когда рисуешь в своей мастерской, варишься в собственном соку, не очень понимая, как это смотрится со стороны. А когда сравниваешь свою работу с работой других людей, видишь, как подробно они все оформляют каждую деталь, уже начинаешь смотреть на свои вещи критичнее: «Какая туфта! Надо переделать, расти в эту сторону». Больше работать приходится. А чем больше работаешь, тем лучше получается. Появляются вещи, неожиданные даже для себя самой.
Участие в выставках дает очень много.
Сейчас пять моих работ предложено для экспонирования в Саранске, там -молодежная выставка. Затем на очереди – молодежная выставка в Москве.
Участие в экспозициях не оплачивается. Напротив, иногда деньги берут с меня.
Часто меня люди спрашивают: «Для чего ты участвуешь в выставках, если не платят за это деньги? Тебе надо выходить замуж…»
Они правы, но я рисую с пятнадцати лет постоянно. Рисование стало частью моего стиля жизни.
МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ, ТВОРЧЕСТВО КОТОРЫХ ИНТЕРЕСНО
Олег Польдяев, Улангин Игорь, Катя Туманова, Гуля Кабилова, очень нравится как Дима Андреев рисует. Афимьина Ольга, керамистка, нравится.




КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТЕЧЕНИЕ, В КОТОРОМ ИДЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК
Сложно сказать, даже не знаю. Мне близок стиль, в котором работала Надя Рушева. Стиль детских рисунков.
Я нашла свою творческую манеру и сначала думала, что она уникальна, ни на чью не похожа. Но потом случайно увидела какой-то мультфильм и поняла, что Вернадский был прав со своей теорией ноосферы: идеи носятся в воздухе, одинаковые мысли посещают самых разных людей. Я была в шоке.
Хотя иногда я думаю, что, может, это мои работы кто-то увидел и использовал их в рисовании мультика. Все – таки, мои работы экспонируются давно, а фильмы сделаны недавно.
Отличительная черта моего стиля: я работаю сериями.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ
Я человек верующий, православный, крещеный, бываю в церкви. Для меня важны евангельские правила. Стараюсь всегда говорить правду, не врать. Относиться к людям так, как бы хотела, чтобы они ко мне относились. Не унывать. Если в жизни неприятности, я воспринимаю их как должное: значит, так нужно.
С утра стараюсь помолиться, и вечером - тоже. Очень помогает. День проходит как по маслу.
Очень люблю животных: кошек, прежде всего. Из-за их пушистости, и потому, что они чувствуют человека.
У меня был кот, который, когда у меня плохое настроение или нездоровье, сразу ложился рядом и согревал своим теплом. Пропал кот, загулял.
Хочу котенка завести, никак не решаюсь взять. Не понятно еще пока, где буду жить: дома или в мастерской.
Собачки тоже нравятся, но их надо выгуливать, с ними сложнее. Кошки – проще. Они все понимают, что им говоришь, с ними можно разговаривать. «Мяу» они произносят с разными интонациями, особенно когда у них появляются котята. Реагируют, как люди.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
В свободное время можно выспаться или заняться творчеством. В зависимости от настроения.
КАК ПРОВЕЛА ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ
Проснулась, умылась, позавтракала, поехала на работу. Скоро в театре – новый спектакль, идет подготовка к премьере. Потом сходила, выяснила насчет установки счетчика воды. Облазила на каблуках весь район, нашла нужную кассу на улице. Оформила документы, заплатила, договорилась. Потом пришла в свою мастерскую, порисовала до восьми вечера. Поехала домой. Поужинала, легла спать. Все.
ПРИОРИТЕТЫ
Мне всю жизнь хотелось выйти замуж, завести семью, родить детей. Для меня это основное - найти человека любимого. Но что-то не везет. Ну, а раз не везет в любви, буду рисовать. Тридцать три года, ждать уже нечего. Теперь, наверное, творчество - самое главное.
КАК ПРОИСХОДИЛО ВСТУПЛЕНИЕ В СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ
В шесть утра приехала на поезде в Москву, вместе со своими работами. Добралась до нужного адреса – Покровка, 37. Это не очень далеко от Казанского вокзала. У меня была папка с работами, не очень большая. Немного поплутали, потому что дороги не знали.
Приемная комиссия кандидатов в члены Союза художников вызывала по очереди. Зашла в кабинет, расставила у стены свои работы. За круглым столом - серьезные мужчины и женщины…Потом был маленький банкет, фуршет. В этот же день уехала домой.
Пришлось поволноваться. В апреле я была еще студенткой, пятикурсницей - дипломницей, оканчивала вуз. А студенток там, мне кто-то сказал, в Союз художников не берут, такое правило.
Слышу за спиной – хихикают. Серьезная организация, а тут – работы с детской стилистикой. Нина Филимоновна меня представила: «Чувашская художница окончила художественное училище».
Один дядька посмотрел на мои работы и сказал: «Такое впечатление, что это первый курс училища». Я стою, молчу, думаю: «Не примут!»
Обычно всем говорят: «Принят» или «Не принят». А мне сказали: «Все!» И я вышла. Так и не поняла, каков результат.
Усталая, всю ночь в дороге, бледная, голова кружится. Собираю работы. Коллеги на меня смотрят, и никто ничего не говорят.
Смешно, конечно...
Подошла к Ревелю Федоровичу Федорову, председателю Союза художников Чувашии, спросила, приняли ли меня в Союз. Он ответил: «Приняли!»
Всех, кто подавал документы от Чувашской Республики, приняли в тот день в Союз художников России.
…Думала, потеряюсь в этой Москве, никому не буду нужна. А мы, оказывается, все в одном поезде ехали, кандидаты на вступление в Союз художников России от Чувашской Республики, человек десять. На вокзале встретились, и уже не так страшно стало.
После все поехали на выставку Пикассо, а мы с папой - за билетами на поезд. А на выставку мои коллеги не попали, потому что там выстроилась километровая очередь.




ЛЮБОВЬ-НЕЛЮБОВЬ
Люблю книги, философскую фантастику: Станислав Лем, Стругацкие, Лукьяненко…
Не люблю, когда меня пытаются унижать. Считаю себя человеком, не заслуживающим унижения. У меня небольшой рост, и иногда некоторые пытаются меня унизить, оскорбить, я всегда оказываю сопротивление.
Не люблю, когда при мне неуважительно говорят о других людях.
В изобразительном искусстве мне не очень нравится фотореализм, когда все чисто так выписано. В творчестве важно мастерство создания образов. Иногда бывает, что нарисовано хорошо, а смотреть не на что: нет образа, который бы затрагивал.
К власти я не стремлюсь.
Деньги…Хорошо, если бы они были в количестве, необходимом для нормального существования.
Интересует работа…Хочется успехов добиться. Думаю, все еще впереди.
Еще хочется, чтобы мне никто не мешал. Привыкаю к одиночеству, уже не хочется куда-то ходить. В свободное время – рисую. Вяжу кофты разные, платья. Вышиваю с двенадцати лет. Покровцы для церкви вышивала, они кладутся на чашу с кагором.
Одну картину вышила из лоскутков.
За границу не ездила, два года назад была в Сочи. Хорошо бы попутешествовать по разным городам, но поездки так утомляют: другой город - другая вода, другой воздух. Аллергия появляется. По гороскопу я – Весы, родилась в год Змеи.
ЖАНР, В КОТОРОМ РАБОТАЮ
У меня два диплома по книжной графике. В училище оформляла книгу Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», там у меня было тринадцать листов в технике «акварель, цветной карандаш и бумага». Обложка, титул, титульный разворот, заставочки всякие.
А на худграфе я на заказ оформила сборник рассказов чувашского писателя Георгия Краснова «Чипер херача Ксени» - «Хорошая девочка Ксения». Благодаря Виктору Глебовичу Бритвину, у меня любимый жанр – книжная графика.
Рисование маслом у меня почему – то не получается. Мне ближе акварель и бумага. Не знаю, с чем это связано. Если пишу маслом, то - в технике акварели.
Много живописцев пишут маслом, и я решила выбрать графику.
СЧАСТЛИВЫЙ ЛИ ЛЮДМИЛА ШАМБИНА ЧЕЛОВЕК?
Думаю, да. Руки – ноги есть, голова - на месте, родители - живы и здоровы, и у самой здоровье тоже есть, имеется работа, которая нравится, отношение с людьми наладились. А как вступила в Союз художников в апреле 2010 года – совсем хорошо стало.







на главную страницу сайта

детская тема

пейзажи

люди