Альбом-1

Альбом-2



ВИКТОР БРИТВИН. ИНТЕРВЬЮ ПОРТАЛУ "ЭЛИТА ЧУВАШИИ"





-Когда и где вы родились, какая у вас семья?

-Родился 10 июля 1955 года в Чебоксарах.
Родители - инженеры, работали на электроаппаратном районе.
У меня есть брат, он - предприниматель. Родители - на пенсии.
Жена - преподаватель музыки, преподает в детской музыкальной школе № 4.
Сын окончил сначала художественное училище, затем – педагогический институт, по специализации «психология педагогики». Он защитил диссертацию, кандидат наук, преподает в педагогическом колледже.

-Где и у кого вы учились?

-Я учился в Чебоксарском художественном училище у Гурина Василия Степановича, Григория Савушкина, Розалии Михайловны Ермолаевой.
После училища поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры, архитектуры имени Репина, на факультет графики. Поступил - в 1977 году, а окончил - в 1983-м. В вузе я учился у профессора Епифанова Геннадия Дмитриевича. Затем когда он нас покинул, ушел из жизни, учился у Чарушина Никиты Евгеньевича. Оба преподавателя - очень хорошие иллюстраторы, грамотные люди, с хорошим вкусом.
Епифанов Геннадий Дмитриевич был очень требовательный человек, он научил нас, студентов, оценивать свои работы по самым высоким меркам.
Никита Евгеньевич Чарушин много дал нам как прекрасный иллюстратор-рисовальщик. Я очень им благодарен.
Очень хороший был у меня педагог Крылов Александр Константинович. Сейчас он – профессор академии. У него в Питере - своя мастерская церковно-исторической живописи. Мы иногда с ним переписываемся, встречаемся.

-Сейчас вы сами обучаете студентов рисованию. Каковы ваши преподавательские принципы?

-В отношениях между всеми людьми, в том числе - преподавателями и студентами, важна, прежде всего, порядочность.
Нельзя унижать тех, кто от тебя зависит.
Но студент должен четко осознавать свою задачу. Если есть задача, цель, то он будет ее достигать, работать. Потому я стараюсь каждому студенту дать четкую, ясную программу действий, программу обучения, поставить задачу. Как в целом процессе обучения, так и в каждом конкретном случае, конкретной постановке.



Каждый раз, когда подхожу к ученикам, студентам, стараюсь поставить перед ними очередную задачу. Пусть она будет небольшая, но она должна быть решена. Стараюсь научить их самопрограммированию. Ведь цель обучения – она в том, чтобы мы, преподаватели, дали студентам в руки инструмент для самообучения.
Художник должен учиться всю жизнь, самосовершенствоваться. Это возможно только в случае, если будет задана программа самообучения.

-Вам приходилось говорить студентам, что они ошиблись с выбором факультета?

-Приходилось. Но при этом я пару раз ошибался, оказывался не прав. В конце концов, студенты, которых я критиковал, начинали очень серьезно заниматься и доказывали, что чего-то стоят.

-Что вы могли бы назвать своими достижениями?

-Достижения…Не знаю.
Вокруг меня есть много простых вещей, которые меня просто радуют. Например, сын создал семью, подарил мне внука, ему уже пять лет.
Сын занимается стихами, живописью. Он -талантливый живописец, талантливый литератор. Я прочитал некоторые из его маленьких стихов, они меня просто потрясли философской глубиной. Не потому что автор - мой сын. Любой другой, кто написал бы такие вещи, вызвал бы у меня бурю восторгов. Мне приятно, что это написал он. Его маленькие литературные вещи потрясают художественностью.
Он пишет маленькие стихи в стиле хайку, выпуская их мизерными тиражами самодельные книги, сам же их иллюстрирует. Получается очень красиво, интересно, необычно, остро, свежо.
Меня греет и радует то, что это есть в человеке, что у него - наполненная жизнь.
Бывали у меня интересные моменты, связанные с учебой, преподаванием. Очень много было приятных моментов в жизни. Самое интересное – период обучения в Питере, периоды летней пленэрной практики, когда мы выезжали в разные места страны. Это были очень хорошие, свободные времена, когда много было сделано, передумано, много было различных приключений. Эти поездки остались в памяти как наиболее яркие, интересные, глубокие.

-Какие страны, кроме России, вам нравятся?

-На меня очень большое впечатление произвела Франция, Париж.
В каждой стране есть что-то интересное, свое. Я бывал в Польше, Германии, Голландии, Бельгии. Но больше всех нравится Франция, не могу объяснить, почему. Какое-то в ней особое настроение, особый колорит.
За границей всегда очень интересно смотреть на природу, людей, их настроения, отношения. На то, как они проводят свободное время.
Кстати, я не ожидал, что Париж – серый. Сплошь серые здания. В Париже люди вечерами могут просто танцевать на улице. Там много негров, индусов. Поначалу это шокирует. Впечатление необычное: по европейскому городу идут сплошь темнокожие люди, продают сувениры, другие товары.
Процесс этнического смешения неуправляем сейчас. Во Франции пытались упорядочить процесс, но это не возымело действия. Приток в Европу выходцев из Африки и Азии усиливается, европейская раса ассимилируется.



-Что вам интересно в чувашском искусстве? -В чувашском искусстве я бы выделил народное искусство, а в нем – вышивку. Чувашское искусство - яркое, уникальное. В этническом плане оно имеет большой вес и значение.
Если говорить о живописи, то мне трудно сказать, к примеру, что есть чувашская живопись или марийская, удмуртская…Наверное, есть просто живопись, а есть - «не живопись», есть искусство, а есть - «не искусство».
Думаю, говорить о национальном своеобразии в живописи не стоит: все чувашские художники прошли российскую, европейскую школу. -Какова цель искусства? -Мне кажется, искусство призвано объединять людей. Раскрывать человека человеку.
Люди по природе своей - одиноки. Трудно рассказать другому человеку свой сон. Невозможно. Он не поймет. Потому что сон – это душа. Гораздо больше, чем информация.



Искусство существует для того, чтобы протягивать от человека к человеку ниточки понимания. Для того, чтобы чужому, в принципе, человеку, который слушает музыку или читает произведение литературы, раскрывалась душа художника. Чтобы он в этой душе находил свое отражение. И ощущал, что он не одинок в мире.
Время все расставляет по своим местам. Кого-то люди забывают, кто-то остается в истории.
Функция объединения очень важна – я говорю не столько о взаимопонимании людей, сколько об их сочувствовании друг другу.
Бывает, вижу вещь, которую не понимаю: для меня неизвестны ее содержание, функции, но определенная эмоция у меня возникает в любом случае.
Если это та эмоция, которая владела художником, то произведение - удачное, оно выполняет свою задачу, художник добился того, чего хотел.
Но иногда искусство разъединяет, поскольку направлено на узкую группу людей-единомышленников. На мой взгляд, такое искусство ближе к аттракциону.
Некоторые вещи «аттракциона» мне удивительно нравятся, вызывают восторг, они сделаны с юмором, мастерством. Как их называть, искусство это или нет? Вопрос.
Но, тем не менее, мне интереснее делать другие вещи.



-Как строится ваш рабочий график?

-Четыре дня в неделю я занят преподавательской работой в училище, а три дня в неделю я более-менее свободен, занимаюсь творчеством.
Утром иду в училище, там я занят до вечера, а когда прихожу домой, я уже выжат, и единственное, на что меня может хватить – посидеть у компьютера, посмотреть сайты и блоги в интернете, переписываться с друзьями и т.д.
А творческие дни занимаю живописью, графикой, работой над книгами.
Честно говоря, мало отдыхаю, не умею отдыхать, есть такой недостаток. Постоянно погружен в заботы и работу.
Преподаю также на худграфе педагогического университета, но там я меньше занят. Основное – училище, там я преподаю с 1983 года. В училище готовят художников, а в педагогическом университете - педагогов. Это сказывается на учебном плане: в училище на живопись и рисунок отводится двенадцать часов в неделю, в вузе – втрое меньше, четыре часа в неделю. Естественно, и подготовка на худграфе слабее. Как-то я там вел один курс, довел его до конца: по рисунку я на нем преподавал. Меня очень напрягло то, что студенты в вузе были подготовлены хуже, чем в училище: меньше успевали, мне приходилось в разы больше применять усилий. Программа - такая же, как и в училище, но много теоретических предметов -по педагогике. Потому как профессиональные художники студенты худграфа университета готовятся, к сожалению, хуже, чем в училище.
Правда, сейчас в вузе открыли академическое направление, оно дает очень хорошие плоды. Есть замечательные педагоги: я бы вот выделил Чеботкина, блистательного живописца из Йошкар Олы, в этом учебном году он будет выпускать свой курс, свою мастерскую.
То, чему он смог научить своих студентов, заслуживает восхищения. Это уровень не просто не ниже, чем московский и питерский, но и выше. Уровень старой питерской школы, который сейчас во многом уже утрачен.

-Какое место российское изобразительное искусство занимает в мировой табели о рангах?

-На мой взгляд, современное российское искусство занимает не слишком выгодное место в мире. Но должен сразу сказать: я не очень хорошо знаю всю российскую живопись, возможно, есть много того, о чем просто не подозреваю.
В интернете стремлюсь посмотреть, прежде всего, современную американскую живопись и некоторые европейские школы. Сравнение убеждает меня в том, что российская академическая школа, которой мы гордились и считали ее лучшей, идет на спад, становится менее продуктивной, чем американская, европейская, французская, немецкая школы. Там просто вовремя спохватились, и после периода явного спада наметился очень серьезный, большой подъем. То, что сейчас делают американские художники, очень впечатляет. Нам есть чему у них поучиться.

-«Красота спасет мир» - эффектная фраза или же она отражает реальное положение вещей?

-Художники - выразители того, что всех людей беспокоит, мучит, вызревает в социуме подсознательно. Возможно, их образы, метафоры являются выражением зерен, зреющих в обществе.
Думаю, у каждого художника найдется произведение, которое будет близко любителям живописи.
Рисование - интересная работа, она захватывает, забываешь обо всем.



-Какая тенденция вас не устраивает?

-Художники делают свое дело, пишут картины. Но вот обратной реакции некомплиментарного свойства - очень мало. Это плохо. Критика изобразительного искусства у нас в Чувашской Республике практически отсутствует. Трудно назвать людей, которые бы серьезно анализировали бы изобразительное творчество и писали то, что интересно как для широкого круга читателей, так и для самих художников.
Да, без зеркала можно прожить, но можно и одичать. Отсутствие критики – серьезная проблема искусства и общества.

-С развитием интернета появилась техническая, технологическая база для знакомства с творчеством мастеров, популяризации их искусства, сравнения творческих стилей, продажи картин. Насколько такая возможность используется в Чувашской Республике?

-Все больше художников приходят к необходимости активнее позиционировать себя в интернете. Все чаще они осознают себя частью мирового интернационального творческого процесса. Интернет дает возможность преодолеть «провинциальную отсталость», уравнивает шансы столиц и «периферии». Все больше чувашских мастеров создают собственные сайты, где экспонируют свои картины. Процесс ограничивается экономическими соображениями: интернет – дорог, а окупится сайт или нет, еще неизвестно. Люди привыкли сразу получать прибыль за вложенные средства. Вложил деньги - нужна отдача. А отдача может сразу и не последовать: раскрутка имени, имиджа – процесс непростой.
Для кого-то интернет уже важнее телевидения, а кто-то еще не знает, что это такое, мировая сеть. Понимание необходимости такого рода вещей, наверное, многим надо еще и объяснять.
Хотя творческая молодежь очень быстро поняла все преимущества интернета и активно осваивает его как инструмент приближения к любителю искусства, инструмент купли-продажи картин.
Многие наши молодые художники, которым пока еще не по карману иметь свой сайт, выставляют работы на коллективных сайтах интернет - магазинов, продающих картины. Иногда они показывают свои картины сразу на нескольких сайтах одновременно.



-Кого бы вы выделили среди художников Чувашской Республики?

-В Чувашии очень много сильных художников.

Ревель Федоров, блистательный наш живописец: с каждым годом его творчество становится все более ярким и выразительным.
Уникальный художник Праски Витти.
В этом ряду - Константин Долгашев, Андрей Анохин, прекрасный рисовальщик Владимир Иванович Агеев, очень яркий Арапов Владимир Яковлевич, великолепный Чураков.
Из графиков - Игорь Улангин, Юля Аникина, Александр Михайлович Федосеев. Милославская – прекрасный акварельный живописец.
В этом же ряду - шумерлинец Поляков, Никифорова Лена…
Художник, которого я очень люблю, каждая его работа для меня - открытие: Олег Польдяев.
Гуля Кабилова, Катя Туманова – превосходные, очень тонкие, интересные художники. У Тумановой - такое женское, женственное, я бы сказал, искусство.
Александр Федоров - очень интересный художник, окончивший академию в Санкт- Петербурге; часто выставляет свои работы, на сезонных выставках, очень талантливый, блистательный, эффектный живописец.
Попов - прекрасный график…
Боюсь, кого-то не вспомню, плохая память на фамилии. Очень много можно назвать имен, когда возникает вопрос о чувашской живописи. Я с очень большой теплотой и нежностью ко всем им отношусь, люблю их.
Много талантливой молодежи: я думаю, более талантливой, чем предыдущие поколения.

-Вы верите в прогресс искусства?

-Да. Ведь постоянно идет накопление опыта в образовании, осмысление опыта и традиций предыдущих поколений, их переработка, обновление.











На главную страницу сайта